Психолого-педагогические средства создания безопасного образовательного пространства для детей с туберкулезной интоксикацией в условиях МБДОУ№ 22

06.07.2022

99999999999999999999.jpg


Психолого-педагогические средства создания безопасного образовательного пространства для детей с туберкулезной интоксикацией в условиях               МБДОУ№ 22

 

В настоящее время ситуация по туберкулезу во всем мире является крайне напряженной - ежегодно в мире заболевает 9 млн. человек, из которых каждый тридцатый живёт в России [М.И. Перельман, 2001; В.А. Аксёнова 2002; Л.С. Унтанова с соавт., 2004]. Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) заболевание туберкулёзом объявлено глобальной проблемой.

Начиная с 1990 года, показатель заболеваемости вырос более чем в два раза и продолжает расти. Причинами этого в нашей стране являются: ухудшение условий жизни большой части населения, усиление миграционных процессов, нарушение экологического равновесия, уменьшение объёма и снижение качества профилактики и раннего выявления туберкулёза, некачественного лечения заболевания в условиях учреждений пенитенциарной системы. Тревожной тенденцией стал неуклонный рост заболеваемости туберкулёзом в детской среде.

Наибольшее количество тубинфицированных и заболевших туберкулезом детей выявляется из социально незащищенных слоев и семей мигрантов, групп риска, инфицированных впервые, что характерно для современной эпидемиологической ситуации. Установлено, что повышение заболеваемости происходит на фоне высокого уровня инфицированности, выявляемой уже в младшем дошкольном и школьном возрасте [И.А. Сиренко, Н.М. Подопригора, 2001; С.А. Шматько с соавт., 2004; А.Ф. Стукалов, С.А. Немцева, 2007]. До 95 % тубинфицированных выявляется в семьях, где распространены курение, алкоголизм, наркомания и существуют многочисленные психологические проблемы при отсутствии мотивированного настроя на длительную превентивную химиопрофилактику.

Наличие риска к тубинфицированию детей приводит к напряжению всех функциональных структур организма и требует дополнительных ресурсов, обеспечивающих повышение уровня безопасности ребенка. В то же время потребность в безопасности одна из ведущих потребностей человека, которая определяет полноценное функционирование и развитие личности на всех этапах развития. В своей структуре потребность безопасности обеспечивается на нескольких уровнях – физическом, психологическом, социальном. Современный уровень развития цивилизации часто приводит к фрустрации безопасного состояния индивидуумов. Угрозу для полноценного развития личности представляют различные механизмы природного и социального характера, в том числе наличие болезни или риска ее развития. 

В научной литературе представлены работы, посвященные изучению отдельных особенностей детей с туберкулезной интоксикацией. В исследованиях показана большая подверженность инфекционным заболеваниям, в том числе туберкулёзом, детей с низким уровнем физического развития [А.Г. Щедрина, 1989; 2001, А.А. Ефимова с соавт., 1994]. У детей с туберкулезной интоксикацией в отличие от средне нормативных показателей отмечается снижение основных антропометрических данных (длины и массы тела, окружности грудной клетки), задержка физического развития, функционального созревания, снижение  гипоксической  устойчивости и толерантности к гиперкапнии, состояние системы кислородообеспечения организма, функциональной активности сердечно-сосудистой системы, смещение вегетативного баланса в сторону симпатикотонии.

Психологические исследования раскрывают негативное влияние болезни на  психоэмоциональное состояние тубинфицированных детей и взрослых. Показано, что среди   этой группы детей увеличена встречаемость негативных психоэмоциональных состояний, резко повышен уровень личностной и ситуативной тревожности, отмечается высокая подверженность действию стрессовых факторов, что создает условия для срыва адаптационных механизмов [Н.Ю. Исаева с соавт., 1998; Е.Н. Лукашова, 2004; С.Н. Глазунова, 2006]. Таким образом, процессы физиологической, психологической и социальной адаптации детей с тубинфицированной интоксикацией оказываются затруднены в образовательном учреждении.Хочу такой сайт

В доступной научной и научно-методической литературе, предназначенной для педагогов, работающих с детьми с тубинтоксикацией, в основном раскрываются вопросы соблюдения санитарно–гигиенического и противоэпидемиологического режима, качества питания, регулирования физической нагрузки. В тоже время практически отсутствуют работы, раскрывающие специфику психолого-педагогической помощи детям с тубинтоксикацией.

В связи с этим актуальной проблемой дошкольного учреждения, работающего с тубинфицированными детьми, является поиск и совершенствование психолого-педагогических средств, обеспечивающих безопасность образовательного пространства.

В условиях нашего дошкольного образовательного учреждения для детей с туберкулезной интоксикацией организована работа  2 –х разновозрастных  групп. В связи со спецификой работы этих групп  2-3 раза в год происходит обновление контингента детей, таким образом ежегодно учреждение обеспечивает медико-психолого-педагогическим сопровождением   30 детей с тубинтоксикацией.

По результатам мониторинга психофизического развития, эти дети характеризуются отставанием  по показателям физического развития (антропометрические показатели, уровень физического развития и подготовленности). В силу их соматической ослабленности у них наблюдается повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которой отмечается раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Настроение их чаще пониженное, они очень чувствительны к сенсорному воздействию (яркому свету, шуму). Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению. Часто отмечаются более или менее выраженные нарушения вегетативных функций: головные боли (в силу недостаточного снабжения головного мозга кислородом), повышение потливости, колебания артериального давления. Отмечаются трудности к адаптации как следствие нарушения функций приспособления. Часто отмечаются признаки нарушения  эмоциональных состояний и поведения (агрессивность, невротические страхи, личностная и ситуативная тревожность), что в свою очередь негативно отражается на сфере общения ребенка.

В связи с специфическими особенностями физического, психосоматического развития, дети с туберкулезной интоксикацией нуждаются с специальном медико-психолого-педагогическом сопровождении. На основе анализа мониторинга психофизического развития нами были определены основные направления комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения их развития в условиях ДОУ:

-         индивидуально-ориентированный подход к обеспечению режима (отсутствие принуждения в выполнении отдельных его составляющих, учет степени адаптации, динамики работоспособности, изменение выраженности нагрузок в соответствии с состояние ребенка, строгое дозирование физической нагрузки, специальный подбор закаливающих воздействий);

 

-         формирование и повышение нервно-психической устойчивости, сочетание занятий с различной нагрузкой, снижение напряжения за счет внедрения специальных адаптированных здоровьесберегающих программ (например, лечебная гимнастика, система дыхательных упражнений, массаж биологически активных точек,  элементы музыкотерапии, пестовый фольклор, нервно-мышечная релаксация, «адаптационная юбка»);

 

 

-         создание оптимальных гигиенических условий жизни (подбор специальных фитонцидосодержащих комнатных растений, адаптогенная диета.)

  2222222222222222222222.jpg
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».