Психолого-педагогические средства
создания безопасного образовательного пространства для детей с туберкулезной
интоксикацией в условиях МБДОУ№ 22
В настоящее время
ситуация по туберкулезу во всем мире является крайне напряженной - ежегодно в мире заболевает 9 млн. человек, из
которых каждый тридцатый живёт в России [М.И. Перельман, 2001; В.А. Аксёнова
2002; Л.С. Унтанова с соавт., 2004]. Всемирной Организацией Здравоохранения
(ВОЗ) заболевание туберкулёзом объявлено глобальной проблемой.
Начиная с 1990 года, показатель
заболеваемости вырос более чем в два раза и продолжает расти. Причинами этого в
нашей стране являются: ухудшение условий жизни большой части населения, усиление
миграционных процессов, нарушение экологического равновесия, уменьшение объёма
и снижение качества профилактики и раннего выявления туберкулёза,
некачественного лечения заболевания в условиях учреждений пенитенциарной
системы. Тревожной тенденцией стал неуклонный рост заболеваемости туберкулёзом
в детской среде.
Наибольшее количество
тубинфицированных и заболевших туберкулезом детей выявляется из социально
незащищенных слоев и семей мигрантов, групп риска, инфицированных впервые, что
характерно для современной эпидемиологической ситуации. Установлено, что
повышение заболеваемости происходит на фоне высокого уровня инфицированности,
выявляемой уже в младшем дошкольном и школьном возрасте [И.А. Сиренко, Н.М.
Подопригора, 2001; С.А. Шматько с соавт., 2004; А.Ф. Стукалов, С.А. Немцева,
2007]. До 95 % тубинфицированных выявляется в семьях, где распространены
курение, алкоголизм, наркомания и существуют многочисленные психологические
проблемы при отсутствии мотивированного настроя на длительную превентивную химиопрофилактику.
Наличие риска к тубинфицированию детей приводит к напряжению всех
функциональных структур организма и требует дополнительных ресурсов,
обеспечивающих повышение уровня безопасности ребенка. В то же время потребность
в безопасности одна из ведущих потребностей человека, которая определяет
полноценное функционирование и развитие личности на всех этапах развития. В
своей структуре потребность безопасности обеспечивается на нескольких уровнях –
физическом, психологическом, социальном. Современный уровень развития
цивилизации часто приводит к фрустрации безопасного состояния индивидуумов.
Угрозу для полноценного развития личности представляют различные механизмы
природного и социального характера, в том числе наличие болезни или риска ее
развития.
В научной литературе представлены работы, посвященные изучению
отдельных особенностей детей с туберкулезной интоксикацией. В исследованиях
показана большая подверженность инфекционным заболеваниям, в том числе
туберкулёзом, детей с низким уровнем физического развития [А.Г. Щедрина, 1989;
2001, А.А. Ефимова с соавт., 1994]. У детей с туберкулезной интоксикацией в
отличие от средне нормативных показателей отмечается снижение основных
антропометрических данных (длины и массы тела, окружности грудной клетки),
задержка физического развития, функционального созревания, снижение гипоксической
устойчивости и толерантности к гиперкапнии, состояние системы
кислородообеспечения организма, функциональной активности сердечно-сосудистой
системы, смещение вегетативного баланса в сторону симпатикотонии.
Психологические исследования
раскрывают негативное влияние болезни на
психоэмоциональное состояние тубинфицированных детей и взрослых.
Показано, что среди этой группы детей
увеличена встречаемость негативных психоэмоциональных состояний, резко повышен
уровень личностной и ситуативной тревожности, отмечается высокая подверженность
действию стрессовых факторов, что создает условия для срыва адаптационных
механизмов [Н.Ю. Исаева с соавт., 1998; Е.Н. Лукашова, 2004; С.Н. Глазунова,
2006]. Таким образом, процессы физиологической, психологической и социальной
адаптации детей с тубинфицированной интоксикацией оказываются затруднены в
образовательном учреждении.
В доступной научной и
научно-методической литературе, предназначенной для педагогов, работающих с
детьми с тубинтоксикацией, в основном раскрываются вопросы соблюдения
санитарно–гигиенического и противоэпидемиологического режима, качества питания,
регулирования физической нагрузки. В тоже время практически отсутствуют работы,
раскрывающие специфику психолого-педагогической помощи детям с
тубинтоксикацией.
В связи с этим актуальной
проблемой дошкольного учреждения, работающего с тубинфицированными детьми,
является поиск и совершенствование психолого-педагогических средств,
обеспечивающих безопасность образовательного пространства.
В условиях нашего дошкольного
образовательного учреждения для детей с туберкулезной интоксикацией
организована работа 2 –х разновозрастных групп. В связи со спецификой работы этих
групп 2-3 раза в год происходит
обновление контингента детей, таким образом ежегодно учреждение обеспечивает
медико-психолого-педагогическим сопровождением
30 детей с тубинтоксикацией.
По результатам мониторинга
психофизического развития, эти дети характеризуются отставанием по показателям физического развития
(антропометрические показатели, уровень физического развития и
подготовленности). В силу их соматической ослабленности у них наблюдается
повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которой отмечается
раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Настроение их чаще пониженное,
они очень чувствительны к сенсорному воздействию (яркому свету, шуму). Эти
особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к
длительному физическому и умственному напряжению. Часто отмечаются более или
менее выраженные нарушения вегетативных функций: головные боли (в силу
недостаточного снабжения головного мозга кислородом), повышение потливости,
колебания артериального давления. Отмечаются трудности к адаптации как
следствие нарушения функций приспособления. Часто отмечаются признаки
нарушения эмоциональных состояний и
поведения (агрессивность, невротические страхи, личностная и ситуативная
тревожность), что в свою очередь негативно отражается на сфере общения ребенка.
В связи с специфическими
особенностями физического, психосоматического развития, дети с туберкулезной
интоксикацией нуждаются с специальном медико-психолого-педагогическом
сопровождении. На основе анализа мониторинга психофизического развития нами
были определены основные направления комплексного
медико-психолого-педагогического сопровождения их развития в условиях ДОУ:
-
индивидуально-ориентированный
подход к обеспечению режима (отсутствие принуждения в выполнении отдельных его
составляющих, учет степени адаптации, динамики работоспособности, изменение
выраженности нагрузок в соответствии с состояние ребенка, строгое дозирование
физической нагрузки, специальный подбор закаливающих воздействий);
-
формирование
и повышение нервно-психической устойчивости, сочетание занятий с различной
нагрузкой, снижение напряжения за счет внедрения специальных адаптированных
здоровьесберегающих программ (например, лечебная гимнастика, система
дыхательных упражнений, массаж биологически активных точек, элементы музыкотерапии, пестовый фольклор,
нервно-мышечная релаксация, «адаптационная юбка»);
-
создание
оптимальных гигиенических условий жизни (подбор специальных фитонцидосодержащих
комнатных растений, адаптогенная диета.)